Не пропавшая экспедиция !
Автор текста - UA3ICV (кликни на фото для подробного просмотра )
Авантюрность самой экспедиции была очевидна даже ее участникам. Основная проблема
в ограниченности по времени. Собрать в одном месте в одно время семь (гм…) человек
с их вечными делами - уже непросто. А еще деньги, транспорт, дороги. Эх – дороги.
Переправа на остров, экипировка и т.д. Все это могло развалиться на любом этапе.
В течении года, вдохновитель и организатор мероприятия Владимир, RV3IB, провел
большую работу по подготовке. Десятки писем, телефонных звонков, выяснение
подробностей, выбор наилучшего варианта. Ему конечно не впервой. Организовано
и успешно проведено около дюжины подобных экспедиций. Но каждый раз все сначала!
Решено. Едем. Отменять только в случае обстоятельств непреодолимой силы.
22 июня в 18 msk, как и планировалось, экспедиция стартовала из Бежецка. Время пошло.
Через два часа прибыли в Удомлю. Короткие приветствия, объятия старых друзей, дозагрузка.
Трансивер FT-920, усилитель 4х ГУ-50, личные вещи UA3ICV.
20.00 "Баргузин" с прицепом и командой из семи человек на борту, отправился к
намеченной цели. RV3IB - Владимир, он же "Командор", UA3ICV- Николай,
UA3IAB- Дмитрий, UA3IHP- Александр, RA6CH- Андрей. Еще Александр и Андрей, они без позывных.
Неспешно текла беседа, уменьшались запасы "горючего" и топлива в баке автомобиля.
На выезде из Тверской области нас немножко "обули продавцы полосатых палочек".
В остальном все шло штатно. Чем дальше на север, тем светлее становилась ночь.
Потом утро, день, на улице становиться холоднее, дорога ухудшается, иногда до
безобразия. Пейзаж за окном все скромнее. Чаще по краям дороги встречались мрачные
болота и исписанные путешественниками большие камни. Людей и машин все
меньше, цель - ближе. Увидев на обочине машину, с подошедшим к ней человеком
из жигулей, стоявших на противоположной стороне, мы решили выяснить некоторые подробности пути.
Подъехали резко. Быстро вышедшие из кабины два наших крепких
парня в камуфляже, с небритыми лицами, видимо сильно напугали подошедшего. Он бросился бежать,
а его сотоварищи в жигулях, быстро хлопнув дверьми, умчались в противоположном направлении.
"Русские своих не бросают", – пошутил Саша.
Кто то из наших поинтересовался - далеко ли тот собрался и куда прибежит - кругом
болота на десятки километров. Жестами и криками удалось убедить убегающего в отсутствии у нас злых намерений.
Он, изрядно выдохшийся, остановился. Тех, на жигулях, ловить не стали. Только нам еще разборок не хватало.
Это были наши "южные братья", которых в изобилии на каждом рынке. Произнеся обычные в таких случаях слова, которые
в русском языке находятся как- то обособленно, мы двинулись дальше.
Вскоре появился-таки указатель со знакомым нам названием. Сделав возле него фото, мы повернули.
То, по чему пришлось ехать, представляло собой более-менее ровно уложенные в болото бревна, частично засыпанные супесью.
Не знаю, как это у них там называется, но этого было около сорока километров! Самое удивительное, что на обочине почти ровно стояли аккуратные свежевыкрашенные километровые столбики. Через два с лишним часа мы оказались в нужном населенном пункте и довольно быстро нашли Аркадия, с которым договаривались о переправе на остров.
Это пожилой, коренастый помор, судя по внешности и разговору, внушающий доверие.
Время для выхода было не самое лучшее, заканчивался
отлив. Баркас стоял у причала на невысокой воде. Решили переправляться.
Нам посоветовали далеко не забираться т.к. по виду острова особого разнообразия не представляют, а погода неустойчива.
Название острова звучит по разному. На одной из карт и местные жители его называют Сеннуха, так и мы его называли в эфире.
По их словам, в этой губе таких Сеннух несколько. Это небольшой, слегка вытянутый,
довольно высокий кусок суши, примерно 300х50 метров, с весьма скромной
растительностью, в виде нескольких разновидностей довольно мягкого, красивого мха, стелящегося вереска, чего-то отдаленно напоминающего черничник и пары десятков небольших сосен.
По периметру много разного размера камней, среди которых во время отлива можно наблюдать всякую живность.
Остров расположен в Белом море, в центральной части губы Домашняя, в 3-4 км от
причала рыбацкого поселка Поньгома, между 65 и 66 параллелями, километров 60
севернее Кеми. Двигатель на баркасе был довольно мощный, а волна несильная, и мы сравнительно быстро были на месте. Прошло 30 часов с начала экспедиции.
Около часа привычной неторопливой работы. Каждый знал что ему делать. Развернулись. Запустили 2.5 киловаттный генератор. В рабочей палатке поставили FT-920 трансивер
и Р.А. на 4хГУ-50. Установили инвертора на 40-80 и GP на 20. Второе место
организовывать не стали. Спросу на такие экспедиции не столько, чтобы с одного места
не справиться, а резерв нужен. 00-00 msk, Воскресенье. Начали работу. Одинаково
хорошо отвечают на 40 и 20, разгребаем небольшие "pile-up"-ы. Иногда нас ставят в кластер. Количество зовущих резко возрастает.
Работать становиться сложнее, особенно телеграфом,- у трансивера не установлен узкий фильтр. Помогает DSP.
Погода хорошая. Солнце слегка зашло за горизонт, но его корона видна.
Непривычно светло, легко можно читать газеты. К двум часам ночи, если можно так
назвать, прохождение закончилось. Измученная команда упала спать.
Утром погоду как подменили. Пошел плотный мелкий дождь, дул сильный порывистый ветер. Температура упала до плюс четырех.
В начале восьмого продолжили работу на 40 и 20 метрах. Отвечали хорошо. Скоро девять часов - Тверской круглый стол. Записываем номера телефонов своих близких. Надо попросить чтобы позвонили, сообщить что все в порядке. В пятницу уехали - как в воду канули. Здесь нет доступа к мобильной связи. Пообещав зовущим скоро вернуться, перестраиваемся на 80. Приятно слышать знакомые голоса. Вызываем. Отвечают.
А…. экспедиция, что-то вас плохо слышно, сообщил ведущий, и….воткнул нас в очередь… Кто еще подошел на частоту - продолжает он. Мы переглянулись, слов не было. С таким цинизмом мы еще не встречались. Что же получается: эти семеро отмороженных экспедиционеров перлись за полторы тысячи километров, чтобы торча здесь в очереди, неспешно выслушивая состояние погоды в окрестностях Твери.
А ждущие нас на диапазонах ….За это время , при нашем темпе, можно провести
минимум 50-60 связей с теми, кому они нужны, а таких немало.
Мы же не на лужайку перед домом вышли, и дела наши могут по разному обстоять.
Плохо слышно?? А ты слушал? Послушай! Ведь кто - то слышит! Что же вы здесь топчитесь? Вот он: RV3ID который почему то слышит!!! Уже который раз пытается пробиться через вашу болтовню. Наверное у него суперпозиция дома. А может…. Вот!
В том то и дело землячки!!! Это к длинному разговору о категориях, понтах, умении
работать в эфире, слушать и слышать, о простом человеческом внимании.
RV3ID выслушал наши вопросы, быстро, без суеты всех обзвонил, даже дал послушать
жене одного из наших операторов голос ее мужа через мобильник. Спасибо тебе Андрей!
От всей команды!!!
После такого стресса команда удалилась, чтобы поднять бокалы "За тех, кто слышит". Переходим на 20. Хорошо слышно центральную Россию, западную Европу, Скандинавию. Необычно громко проходит нулевой район. Работа идет ровно, меняются операторы.
К вечеру погода еще ухудшилась. Ветер срывает палатки гнет антенны. Народ таскает камни, чтобы укрепить позицию. В рабочей палатке оторвался полог, вода попала в усилитель. В нём что то зашкварчало, как масло на горячей сковородке.
Запахло "ампером", упала выходная мощность. (Пробило ступень умножителя – упало анодное). Работали на пониженной. Искажений не наблюдалось. Через верхнюю решетку струился вонючий дымок от слезающей шкуры вытекающего конденсатора.
Этот усилитель был с нами в прошлой поезке на Ладогу, потом отстоял четыре контеста
и много обычных связей, но он не был рассчитан на "подводное плавание".
К двум часам ночи прохождение ухудшилось, почти прекратилось. Отключили генератор, ушли спать.
Утром должен подойти баркас, чтобы забрать нас отсюда. Спать получалось не у всех, холодно. Ветер настолько сырой, что одежда мокрая, независимо от того в плаще ты или нет. К дождю уже привыкли.
Понедельник: с утра, как обычно в эфире. Время к 10 часам. Что- то нет нашего Аркадия.
Народ всматривается в бинокль в узкую полоску берега на горизонте. Никого. Начали строить предположения. Наконец увидели, вот он! Командор дает команду быстро
сворачиваться. Свернулись. Ждем. Это не он! Это что- то мелкое, быстро
перемещающееся, сделало круг и удалилось восвояси.12, 13, 14 часов.
Мучительно тянется время. 16 часов - заканчивается отлив. Мы поняли что "попали". Прикинули свои шансы. С фарватера остров видно, он в стороне. Палатка у нас яркая,
но судоходство здесь хилое. За все время видели только один баркас. Опять же, кому
какое дело, мало ли зачем народ на острове торчит.
До берега не доплыть – далеко. Даже если срубить те несколько сосен и привязать к ним надувные матрацы. Волны сильные, холодно, отлив унесет дальше в море. С болтушки просмотрели все известные нам частоты - пожарников, ментов, и т.д. - никого.
Становится веселее. Команда отпускает моргинальные шутки и все хохочут. Прикинули насчет питания. Несколько банок тушенки, кое какая крупа, неистребимые бичпакеты,
около литра "горючего". Литров пять бензина. Неплохо, но всего около двух литров
пресной воды!
На 7 человек маловато, к тому же неизвестно, сколько здесь сидеть. Вынесли на дождь пленку, на края палатки поставили кружки, миски. Кто- то предложил отжать его носки, которые на дожде сушились на кустах вереска.
Решили искать помощи в эфире. Вспомнили всё. Раньше, частоты 500 кГц и 2.182 кГц,
были печально известны тем, что на них SOS слушали, но дежурство отменили еще в
1992 году.
Есть еще всем надоевшая своим пустобрехством, так называемая радиолюбительская аварийно – спасательная служба. Обычно они, в первые минуты часа толкутся в начале диапазона. Надо было ждать начала часа. А пока пробежим по диапазонам.
Диму UA3IAB отправили ставить антенну. На 20 быстрее – она меньше. Тут всего две станции: немец и латыш. Чего с ними решишь? Еще несколько раз туда – сюда по
диапазону. Вот Юрий, RX4CF. Поселок Заволжский возле Саратова. Объясняем
ситуацию, просим его позвонить по телефону. Не близко, и денег стоит, но Юрий без колебаний согласился. В этом "кишлаке" телефон только у Аркадия. Он когда то был бригадиром рыболовецкой артели. Сначала трубку бросили, повтор – занято, народ на
берегу затих. Юрий позвонил еще раз. Ответила жена Аркадия. Она сообщила, что вообще не при делах. Аркаша "наступил на пробку" и его нет дома, а процесс этот у него
закончится через неделю или две, в зависимости от того, на сколько у него хватит здоровья. Здоровья, судя по его позавчерашнему виду, у него было много…..Она обещала попросить кого то там, и за нами приедут. Особенно нас обнадежила последняя фраза. Мы были бесконечно благодарны доброжелательности Юрия. Снова пошли томительные минуты ожидания. Через некоторое время на горизонте появились две движущиеся точки.
Они приближались. Оказалось, что это за нами!!
Ну не нашлось путевого судна, и Игорь, так звали морехода, пришел на двух
мелких, баркасах. Второй на буксире. Он был настолько гнилой, что видно как в
него набирается вода. Народ со своим барахлом быстро опихался в эти два корыта, и мы отвалили от берега. На большой воде весь этот караван так болтало, что команде, присосавшись….да, именно этим местом к дну баркасов, оставалось только молиться.
Пройдя около половины пути, ровно работавший мотор, вдруг взвыл.
Командор произнес - таки ….это слово и приблизился к веслам. Течением нас сносило в море. Видимо привычный к таким ситуациям Игорь, не спеша, достал из кармана гвоздь
и в течении минуты устранил неполадку. Шпонку, говорит, сорвало. Вскоре мы были на берегу. Почувствовав землю, мучительно захотелось водки.
Оставаться в этом поселке нам никак не хотелось. Быстро собравшись, мы отправились
в обратный путь. В планах было – отработать еще RDA район.
Поехали на наше любимое место на Ладоге. До него было часов 12 пути. Всю дорогу нас сопровождал мелкий дождь и холод, но по мере приближения к месту назначения, становилось теплее, дождь прекратился. По пути влетели в яму – "ловушку". Пришлось менять колесо. Приехав на место, сразу поставили позицию и начали работать KL-17.
Здесь мы всегда останавливались для отдыха во время прошлых экспедиций на Ладогу.
Прекрасная, не загаженная лагуна с мягким мелким песком, редкая высокая трава и сосны.
Это надо видеть! Там надо быть! Вода конечно холодная, но самые отважные купались.
Четко, как на посту, менялись операторы на позиции, приготовили обед, некоторым даже удалось немного поспать. Ближе к полуночи прохождение ухудшилось.
Над водой повисла темная туча, подул сильный ветер, начался мелкий дождь.
Позицию свернули и пошли спать.
Утром следующего дня собрались быстро – не привыкать. Фото на память.
Позавтракали и отправились домой. В лучшем случае это еще 12 часов пути. Дорога уже знакома и мы нигде не блуждали. В Новгородской области попали в пробку.
Казалось она до Москвы. Нет, оказалось, впереди шла колонна катков. Разметка дороги
не позволяла делать обгон. О! Это уникальное зрелище.
Вот мы уже в Удомле. Ребятам еще два часа до Бежецка. Расстаемся быстро. Как будто ничего и не было. Только усталость на лицах друзей. Но это довольные, счастливые лица. Воспоминаний и фотографий им хватит на год. Потом, однажды зимой позвонит этот неутомимый Командор, и скажет – Коля, послушай….!!! И … возможно все начнется
сначала.
P.S. Экспедиция продолжалась пять дней, половина из которых – дорога.
Проведено 1998 радиосвязей, из них: 1573 с острова RR 02-46 и 425 с Ладоги KL-17
Сожгли около 450 литров бензина, загубили одно колесо,
оторвали часть глушителя и крепление радиатора у машины.
Уничтожили 21 литр спиртосодержащих жидкостей. (Пиво никто не считал).
P.P.S. Карточки, в ответ на Ваши VIA RV3IB . Все вопросы по всем прошлым
экспедициям RK3IWT тоже к нему.
P.P.P.S. Автор приносит свои извинения за возможно излишне эмоциональное и
низко- художественное изложение материала. Главной целью было – максимально
достоверное описание событий, а писательский опыт отсутствует начисто.
(…не стреляйте в пианиста – он играет, как умеет.)
Статья писалась по горячим следам происходившего, и отражает мнение всей
команды.
|